Казани разрешили платную дорогу
23 марта 2004 года
Технико-экономическое обоснование платности проезда по трассе длиной 55 км должно быть подготовлено к июлю, а сам проект завершен в 2007 году. В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики считают, что осуществление этого проекта поможет отчасти решить проблему финансирования дорожной отрасли республики, которая год от года обостряется.
Ъ Проект первой в республике платной автодороги Шали — Сорочьи Горы включает строительство новой скоростной трассы длиной 40 км (альтернатива дороге Казань — Сорочьи Горы) и вторую нитку 14-километрового мостового перехода через Каму у Сорочьих гор на автодороге Казань — Оренбург. Таким образом, участок общей длиной около 55 км свяжет две федеральные трассы – Москва — Нижний Новгород —Казань — Уфа и Казань — Оренбург. Заказчиком проекта выступает ГУ «Главтатдортранс», генеральным подрядчиком автодороги Шали — Сорочьи Горы является ОАО «Татавтодор», мостового перехода — ОАО «Волгомост». Власти республики планируют завершить мостовой переход к августу 2005 года (к празднованию тысячелетия Казани), а всего проекта платной трассы — в 2007 году.
Возведение второй очереди (то есть второй полосы движения) камского перехода у Сорочьих Гор началось в конце 2002 года сразу после завершения первой очереди моста. А строительство альтернативной скоростной трассы идет с прошлого года, и сейчас готово 7 км этой дороги. По словам первого заместителя транспорта и дорожного хозяйства РТ Павла Чернова, в завершение мостового перехода требуется вложить около 2 млрд руб., а в скоростную дорогу, по предварительным расчетам специалистов, от 5 до 7 млрд руб. Таким образом, весь проект платной автодороги с учетом 7-миллионной стоимости всего мостового перехода оценивается в 12-14 млрд руб. Таких денег ни в республиканском, ни в российском бюджете нет. Финансовый план по дорожной отрасли на этот год утвержден в объеме 4,6 млрд руб.(почти на четверть меньше, чем в 2002 году), из которых 1,2 млрд руб. , как предполагается, поступит в виде субвенций из бюджета РФ.
В феврале этого года Минтрас РТ решил проработать проект введения платного проезда по участку автодороги Шали — Сорочьи Горы (сейчас проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах» внесен на рассмотрение Госдумы РФ). На прошлой неделе министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов получил одобрение на казанский проект у руководителя «Росавтодора» Игоря Слюняева. Как рассказал „Ъ“ Павел Чернов, сейчас московская управляющая компания «РусТехКонсалтинг» по поручению заказчика приступила к разработке технико-экономического обоснования введения платности проезда на автодороге Шали — Сорочьи Горы и по мостовому переходу через Каму. В рамках этого ТЭО также прорабатывается инфраструктура придорожного сервиса с оценкой ее доходности. Проект ТЭО должен быть выполнен к июлю. Кроме того, сейчас Минтранс разрабатывает проект правительственного решения о привлечении на строительство дороги внебюджетных средств в объеме около 3,5 млрд руб. По словам Павла Чернова, это могут быть кредитные ресурсы под гарантии правительства республики или частные инвестиции. Во втором случае придется дождаться принятия федерального закона о концессиях, который сейчас внесен в Госдуму. Поэтому наиболее вероятным в Минтрансе рассматривают первый вариант. В этом случае дорога, оставаясь в государственной собственности, будет передана в пользование эксплуатирующей организации на тендерной основе. Но Минтранс уже сейчас называет наиболее вероятного претендента — частное ОАО «Мосты РТ», которое эксплуатирует камский мостовой переход. «Правительство может передать эксплуатацию платного проезда этой организации своим распоряжением», — сказал Павел Чернов.
По его словам, о сверхприбылях на платной дороге речи не идет. По предварительным расчетам специалистов ведомства, на содержание дороги и мостового перехода в год потребуется около 10 млн руб. С учетом этих затрат, а также затрат на содержание самой эксплуатирующей организации с регулируемой рентабельностью в 8% правительство будет устанавливать величину сборов с автомобилистов. «Эта плата будет почти символической», — сказал Павел Чернов. По его словам, с водителей легкового транспорта можно было бы брать 50 руб., а с грузового — до нескольких сотен за один проезд в зависимости от грузоподьемности», — сказал Павел Чернов. По его словам, при таких условиях специалисты прогнозируют окупаемость проекта не раньше 15 лет.
Сами водители, похоже, не особо будут возражать против введения платы по альтернативной дороге. «Если это будет действительно хорошая скоростная дорога, то заплатить можно», — сказал автолюбитель с пятилетним стажем Наиль Зарипов. Однако водителям может не понравиться взимание платы за проезд по мосту, у которого альтернативы не будет. Полтора года назад власти республики уже пытались ввести плату за проезд по мостам через Волгу и Каму (около Набережных Челнов). Но эта практика вызвала резкое сопротивление водителей большегрузных автомобилей, была опротестована прокуратурой РТ и в результате отменена как незаконная.
ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА, Коммерсантъ-Волга-Урал"